С++ для начинающих

       

Виртуальные функции в базовом и производном классах


По умолчанию функции-члены класса не являются виртуальными. В подобных случаях при обращении вызывается функция, определенная в статическом типе объекта класса (или указателя, или ссылки на объект), для которого она вызвана:

void Query::display( Query *pb )

{

   set<short> *ps = pb->solutions();

   // ...

   display();

}

Статический тип pb– это Query*. При обращении к невиртуальному члену solutions() вызывается функция-член класса Query. Невиртуальная функция display() вызывается через неявный указатель this. Статическим типом указателя this также является Query*, поэтому вызвана будет функция-член класса Query.

Чтобы объявить функцию виртуальной, нужно добавить ключевое слово virtual:

class Query {

public:

   virtual ostream& print( ostream* = cout ) const;

   // ...



};

Если функция-член виртуальна, то при обращении к ней вызывается функция, определенная в динамическом типе объекта класса (или указателя, или ссылки на объект), для которого она вызвана. Однако для самих объектов класса статический и динамический тип – это одно и то же. Механизм виртуальных функций правильно работает только для указателей и ссылок на объекты.

Таким образом, полиморфизм проявляется только тогда, когда объект производного класса адресуется косвенно, через указатель или ссылку на базовый. Использование самого объекта базового класса не сохраняет идентификацию типа производного. Рассмотрим следующий фрагмент кода:

NameQuery nq( "lilacs" );

// правильно: но nq "усечено" до подобъекта Query

Query qobject = nq;

Инициализация qobject переменной nq абсолютно законна: теперь qobject равняется подобъекту nq, который соответствует базовому классу Query, однако qobject не является объектом NameQuery. Часть nq, принадлежащая NameQuery, “усечена” перед инициализацией qobject, поскольку она не помещается в область памяти, отведенную под объект Query. Для поддержки этой парадигмы приходится использовать указатели и ссылки, но не сами объекты:


void print ( Query object,

             const Query *pointer,

             const Query &reference )

{

   // до момента выполнения невозможно определить,

   // какой экземпляр print() вызывается

   pointer->print();

   reference.print();

   // всегда вызывается Query::print()

   object.print();

}

int main()

{

   NameQuery firebird( "firebird" );

   print( firebird, &firebird, firebird );

}

В данном примере оба обращения через указатель pointer и ссылку reference разрешаются своим динамическим типом; в обоих случаях вызывается NameQuery::print(). Обращение же через объект object всегда приводит к вызову Query::print(). (Пример программы, в которой используется эффект “усечения”, приведен в разделе 18.6.2.)

В следующих подразделах мы продемонстрируем определение и использование виртуальных функций в разных обстоятельствах. Каждая такая функция-член будет иллюстрировать один из аспектов объектно-ориентированного проектирования.


Содержание раздела